3. ОБЩЕНИЕ С ВНУТРЕННИМ РЕБЕНКОМ
Отыщите свою детскую фотографию. Взгляните на нее. Перед вами несчастный, обиженный малыш или смеющееся, счастливое дитя?
Поговорите с ним. Если он испуган, спросите, почему и сделайте что-нибудь, чтобы ему стало лучше. Постарайтесь найти даже несколько фотографий. Поговорите с каждым вашим «я» в отдельности.
Кроме того, можно опять обратиться к работе с зеркалом. Если у вас в детстве было прозвище, вспомните его. Возьмите коробку с гигиеническими салфетками, чтобы вытирать слезы, и садитесь перед зеркалом. Нужно именно сесть, потому что иначе вы просто отойдете от зеркала, когда станет трудно или не по себе. Присаживайтесь и приступайте к беседе.
Другое эффективное упражнение — общение в форме писем. Таким образом, вы можете получить очень важную для вас информацию о себе.
Возьмите два карандаша разного цвета. Вопрос к самому себе напишите на листке бумаги ведущей рукой — правой, если вы правша. А затем позвольте внутреннему ребенку воспользоваться вашей второй рукой и написать ответ. Это очень забавное и интересное упражнение. Когда вы пишите вопрос, то «взрослый» уверен, что он знает на него ответ. Но не тут-то было: ответы всегда бывают неожиданными.
Вы также можете рисовать вместе. Многие из вас, наверное, любили в детстве рисовать и раскрашивать, пока вам не внушили, что нужно быть аккуратным и не «залезать» за контурные линии. Начните рисовать снова. Изобразите вашей «неведущей» рукой (т.е. левой, если вы правша) только что произошедшее событие. Обратите внимание на то, что вы ощущаете. Задайте вопрос ребенку и продолжайте рисовать все той же рукой. Посмотрите, что из этого получится.
Вы можете использовать этот метод на собраниях группы поддержки. Все рисуют свои картинки, а потом, сидя в кругу, внимательно изучают и обсуждают. Вы даже не представляете, какую важную информацию можете получить с помощью этого метода!
Играйте со своим внутренним ребенком. Делаете то, что он любит. Когда вы были маленькими, что любили делать? А когда в последний раз этим занимались? Слишком часто родитель внутри нас не разрешает малышу веселиться. Взрослого это раздражает. Но он должен проявить доброту по отношению к ребенку. Он его любит.
Поэтому не бойтесь веселиться и дурачиться. Вы имеете право прыгать в кучи сухих листьев н бегать под струей воды из шланга.
Вспомните себя в детстве. Посмотрите, как играют дети. К вам вернется умение наслаждаться игрой и весельем.
Если вы хотите здоровой, наполненной впечатлениями жизни, обратитесь за помощью к своему внутреннему ребенку. Он научит вас быть радостным и непосредственным. Я обещаю вам: жизнь станет веселее.
— Были ли вы желанным ребенком? Действительно ли ваши родители были рады вашему появлению на свет? Восхищались ли они вашей сексуальностью или были против нее? Чувствовали ли вы, что в вас нуждаются? Было ли для родителей праздником ваше возвращение после отлучек? Какими бы ни были ваши ответы, примите сейчас внутреннего ребенка с радостью. Устройте ему праздник.
— Скажите ему самые чудесные вещи, которые вы сказали бы крошечному существу при его вступлении в новую жизнь.
— Что вы всегда хотели услышать от ваших родителей? Было ли так, что они никогда вам этого не говорили? Ничего страшного, если нет. Скажите это теперь ребенку внутри вас. Говорите ему слова любви, глядя в зеркало; делайте это каждый день в течение месяца — и увидите, что произойдет.
— Если ваши родители были алкоголиками или скандалистами, представьте их мысленно трезвыми и, мягкими людьми. Дайте внутреннему ребенку то, чего он хочет. Он так долго был лишен любви и ласки.
— Представьте себе, как бы вы жили вместе с этим ребенком. Он поверит вам только тогда, когда почувствует себя в безопасности, когда станет счастливым. Спросите его: «Что мне нужно сделать, чтобы ты мне поверил?» Вполне возможно, вы будете удивлены некоторыми ответами.
— Если ваши родители совсем вас не любили, найдите фото, где они похожи на любящих людей. Положите их фотографии вокруг вашего детского портрета и создайте новый семейный образ. Перепишите историю вашего детства заново, если в этом возникнет необходимость.
Убеждения, приобретенные вами в детстве, по-прежнему живут в вашем внутреннем ребенке. Если у ваших родителей была жесткая система жизненных ценностей, и вы сами проявляете по отношению к себе излишнюю суровость или склонны к возведению вокруг себя непроницаемой стены, то ваш внутренний ребенок все еще следует родительским канонам. Если вы продолжаете мучить себя из-за каждой ошибки, то вашему внутреннему ребенку очень страшно просыпаться по утрам («За что на меня будут кричать сегодня?») То, как обращались с вами ваши родители, лежит на их совести.
Теперь вы сами себе родители, и у вас есть своя голова на плечах. Если вы по-прежнему отказываетесь заботиться о ребенке внутри вас, значит, в вас говорит обида. Следовательно, вы еще не всех простили.
Что же это такое, чего вы никак не можете себе простить, от чего вам нужно освободиться?.. Что бы это ни было, отпустите это чувство на свободу, позвольте ему уйти.
Если мы, став взрослыми, не хвалим ребенка и не обращаем на него внимания, в этом наши родители уже не виноваты. Они всего лишь делали то, что считали правильным для определенного времени и определенного места. Однако сейчас, в настоящий момент, мы знаем, что нужно для того, чтобы сделать ребенка внутри нас счастливым.
Те из нас, у кого были или есть домашние животные, знают, как приятно, когда тебя радостно встречают у порога. Нашим питомцам безразлично, во что мы одеты, как мы выглядим. Им все равно, сколько нам лет, есть ли у нас морщины и сколько денег мы сегодня заработали. Животные хотят только одного, — чтобы мы всегда были. Они любят нас безусловно. Научитесь у них этой любви. Полюбите себя без всяких «но». Будьте счастливы оттого, что вы живы и сейчас здесь, в этом мире. Вам предстоит провести в компании самого себя целую жизнь. И до тех пор, пока вы не полюбите маленького ребенка внутри себя, другим людям будет очень трудно полюбить вас. Примите себя, не ставя условий, и с открытым сердцем.
Я пришла к выводу, что в исцелении внутреннего ребенка важную роль играет медитация. Медитируя, мы создаем для нашего малыша безопасное внутреннее пространство. Поскольку я в детстве пострадала от инцеста, то, повзрослев, придумала чудесный сказочный мир для моей маленькой девочки. Прежде всего, у нее есть волшебная крестная, которая очень похожа на Билли Бурке из книжки «Волшебник страны Оз». Она всегда о ней мечтала. Я знаю, что, когда меня нет рядом с малышкой, она отправляется в гости к своей крестной, где можно себя чувствовать в полной безопасности. Кроме того, девочка живет в большом доме с привратником и двумя большими собаками, Она знает, что ее больше никто никогда не обидит.
Если я, взрослый человек, могу уберечь ее от любых неприятностей, то я могу также помочь ей освободиться от болезненных переживаний.
Недавно произошел случай, когда во мне что-то сдвинулось с мертвой точки. Я прорыдала два часа подряд. И вдруг я поняла, что маленькая девочка внутри меня почувствовала себя обиженной и незащищенной. Мне нужно было сказать ей, что все в порядке, и сделать это как можно быстрее — прежде, чем она успеет как-то отреагировать на случившееся. Я сразу же начала повторять аффирмации, а потом занялась медитацией. Я все время помнила о Великой Силе, любящей и поддерживающей меня. После этого моя девочка уже не чувствовала себя напуганной и одинокой.
Я очень доверяю игрушечным медвежатам. Когда вы были маленькими, плюшевый мишка был вашим закадычным другом. Ему вы поверяли все свои секреты, рассказывали о неприятностях, волнениях, маленьких радостях, и он никогда не ябедничал на вас. Он всегда был рядом с вами. Так достаньте же его из шкафа и позвольте внутреннему ребенку вновь обрести его дружбу и поддержку.
Было бы так замечательно, если бы во всех больницах на койках лежали игрушечные медвежата на тот случай, если ребенок внутри нас вдруг почувствует себя страшно одиноким среди ночи. Он бы просто обнял своего мишку и крепко заснул.
По материалам книги Ли Кэрролл и Джен Тоубер «Дети Индиго 2»
Концепция Внутреннего Ребенка является частью мировой культуры уже по меньшей мере две тысячи лет. К. Юнг называл его «Божественное Дитя», а Э. Фокс — «чудо-ребенок». Психотерапевты Элис Миллер и Дональд Уинникотт ссылались на него как на «Истинное Я». Рокелл Лернер и другие исследователи зависимости от химических веществ говорили о нем как о «ребенке в душе». Внутренний Ребенок — это та часть нашей психики, которая извечно полна жизни и сил, творческих порывов и удовольствия. Это наше Настоящее Я — то, кто мы есть на самом деле.
С возрастом многим из Вас, чтобы выжить, приходится «забыть себя (или частичку себя) на заднем дворе». Вы отстраняетесь от своего Настоящего Я, хотя оно часто остается совсем рядом, на заднем дворе — но все же не под крышей дома. Нет ли у Вас ощущения, будто в жизни чего-то не хватает? Я имею в виду — в глубине души, речь сейчас не о спутнике жизни и не о деньгах. Не возникало ли у Вас такого чувства, будто утрачена какая-то частица души? Вполне возможно, это и есть указание на то, что ваш Внутренний Ребенок спрятался.
Не затворились ли Вы в своей «раковине»? Не стараетесь ли скрывать свои истинные чувства? Трудно ли Вам заводить друзей и укреплять дружеские отношения? Часто ли Вы чувствуете себя неважно? Нет ли хронической усталости? Доводится ли раздражаться без причины? Не бывает ли так, что Вы стремительно несетесь вперед, даже не помышляя о том, чтобы просто прогуляться, подышать воздухом и посмотреть на окружающий мир? Часто ли Вам бывает страшно? Нет ли у Вас постоянного чувства одиночества? Не слишком ли мало в Вашей жизни радостей? Не воспринимаете ли Вы любое дело как «тяжкое бремя»?
Просто скажите: «да» или «нет». Взрослые трудятся — а дети играют!
Если ваш ответ «да», то это классические симптомы недостатка любви и «спрятавшегося» Внутреннего Ребенка.
Лучшее сравнение, какое приходит в голову, — это классическая история о поисках пони в груде навоза. Ребенок входит в конюшню с мечтой посмотреть на пони. Ему сказали, что пони тут. Навоз для ребенка — дело десятое, это вовсе не помеха. Он восторженно разгребает кучу в поисках пони, смеется в предвкушении — и находит! Взрослый, которому тоже известно, что пони где-то там, часто думает только о навозе и либо просто отказывается от поисков, либо непрестанно жалуется на вонь. Его переживания связаны с навозом, а не с пони. А как поступили бы Вы?
Хорошо, мы, конечно, люди взрослые. Мы понимаем, что наш груз ответственности и забот намного тяжелее обыденного бремени ребенка. Но я сейчас предлагаю Вам оценить степень собственного внутреннего равновесия. Без «малыша внутри» гармония невозможна! Вас хоть раз называли «занудой» или «ворчуном»? А дети Вам такого не говорили? (Если да, это, вероятно, были очень мудрые дети!)
Кое-кто из Вас уже восклицает: «Только не я! У меня было счастливое детство!» Правда же заключается в том, что у многих из нас детство было далеко не счастливое, а у некоторых даже трагическое. Взросление могло оказаться мучительным периодом. Именно поэтому Вы и решили в свое время «вырыть норку и забраться туда», чтобы хоть какая-то частичка ребенка смогла пережить губительные обстоятельства. И когда это случилось, Вы утратили связь с «настоящим Я» — а одновременно и отстранились от окружающих.
Взрослея, мы часто начинаем считать собственными истинами то, что слышали от людей, имевших для нас авторитет, — родителей, учителей, воспитателей. Немалую роль играют также книги, фильмы и телевидение. Хорошо, если с возрастом мы начинаем яснее понимать, где усвоенные сведения, а где — свои собственные открытия. Тем не менее сейчас в нас уже накрепко въелись устаревшие «программы» — они по-прежнему работают в нашем характере, хотя и не приносят уже реальной пользы. Например, в детстве вы могли твердо усвоить, что с огнем играть нельзя, а спустя многие годы у вас вдруг возникла мысль ваять скульптуры с помощью паяльной лампы. Теперь вам придется пересмотреть старую «запись» и избавиться от страха и прочих чувств, которые мешают воплотить в жизнь мечту заниматься творчеством с помощью огня.
Что можно считать основной приметой здорового Внутреннего Ребенка? Гармония. Человек со здоровым Внутренним Ребенком ведет себя непринужденно, творчески, игриво и радостно. Он умеет искренне смеяться над самим собой и тем, что с ним происходит. Кроме того такой человек пребывает в тесной связи с тем, что он понимает под словом «Бог». Он всей душой ощущает Дух. Перечисление могло бы стать долгим, но Вы, наверное, уже уловили идею.
Когда летишь в самолете, стюардессы рассказывают всем пассажирам, как пользоваться кислородными масками, которые автоматически выпадают сверху, если в салоне снижается давление. Если летишь с ребенком, стюардесса непременно скажет: «Сначала позаботьтесь о себе, а потом — о ребенке». При любых перепадах «давления жизни» прежде всего нужно заботиться о себе — чтобы затем иметь возможность позаботиться о драгоценном грузе, который Дух доверил нам охранять.
Все это замечательно, но что, собственно, делать? Для начала добавим, что при падении давления кабина нашего воображаемого самолета погружается во тьму. Таким образом, прежде чем помочь своему ребенку, нужно справиться с двумя задачами: во-первых, нащупать маску и, во-вторых, надеть ее!
Найти спрятавшегося ребенка — это метафора, означающая признание того, что сейчас это дитя в Вашей жизни не участвует. Само понимание того факта, что малыш спрятался, практически сразу влечет его поиски и обнаружение. Задумайтесь вот над чем: обращаясь к своим детям с наставлениями, мы почти всегда подчеркиваем, что они уже почти взрослые. Взрослость во многом притягательна. Например, когда малыш плачет, родители часто говорят: «Не хнычь, ты ведь уже большой». А доводилось ли Вам слышать, чтобы хоть одна мама сказала карапузу: «Ты мой маленький мамочкин сыночек»? Судя по всему, похвалы всегда как-то связаны со взрослостью. И хотя мы говорим все это детям, поскольку сами считаем, что они должны откликнуться на нечто очевидное — на их собственное желание поскорее вырасти, — подобные высказывания нередко словно отрицают важность «детскости». Пришло время признать плодотворное богатство «детской личности» как в детях, так и в нас самих.
Во всем этом есть какая-то ирония судьбы. Некоторые специалисты готовы подтвердить, что, если бы нам удалось проникнуть в сокровенные чувства детей, мы бы поняли, что малыши относятся ко всему этому с истинной мудростью — да, они мечтают о привилегиях взрослых людей, но все же прекрасно сознают, насколько старшие несчастны (тем более что все это порой отражается на быте семьи). Итак, дети, возможно, вовсе не хотят взрослеть — им нравится быть маленькими! Но мы говорим сейчас о том, что любой взрослый способен вернуть себе замечательные «детские» черты, многие из которых по-прежнему у нас есть, только спрятаны где-то в глубине души.
Мне хочется рассказать Вам о великолепной книге, посвященной поискам в своей душе утраченного ребенка, причем процесс этот описывается шаг за шагом. Это одна из лучших работ о Внутреннем Ребенке из ныне существующих. Называется книга «Вернем себе Внутреннего Ребенка». Автор — доктор философии Лючия Капачионе. Вот что она говорит о Внутреннем Ребенке и о том, насколько он для нас важен: «Чтобы стать полноценным человеком, нужно слиться со своим внутренним ребенком и предоставить ему свободу самовыражения».
Итак, мы отправляемся на поиски зарытого клада! Слова «поиски клада» уже вызывают у Вашего Внутреннего Ребенка азартное предвкушение. Я же предлагаю Вам найти настоящее сокровище — самих себя! Осталось лишь рассказать о парочке способов. И если Вы воспринимаете все это достаточно серьезно, то, надеемся, формальность или новизна этих методов Вас не отпугнет. Они действенны!
Для первого общения со своим Внутренним Ребенком я бы рекомендовала тихую, спокойную и расслабленную обстановку. Кроме того, в самом начале я советую произносить слова вслух и дополнять их высказываниями о своих намерениях. Произносите любые слова, которые для вас значимы. Это не молитва, не набожность, а обращение к своим собственным сокровенным духовным чувствам, которое призвано показать, что вы совершенно искренно хотите отыскать свое утраченное сокровище.
Еще мне кажется, что очень важно «покончить с прошлым», то есть сказать своему Внутреннему Ребенку, что отныне Вы вступаете с ним в совершенно новое по форме общение. Скажите, что просите прощения за то, что забыли о нем, и за все те случаи, когда Вы не уделяли ему внимания и не оберегали его. Скажите все, что считаете необходимым, — то, что, по-вашему, эта заброшенная часть души хотела бы услышать. Возможно, Вам захочется также простить его за всю боль и телесные страдания, а равно и другие препятствия, которые возникали в Вашей жизни по его вине. Пожалуйста, не торопитесь с этой стадией процесса, поскольку откровенность, ясность и доверительность — важнейшие составляющие успеха.
Когда Вы чувствуете, что подготовили почву и можете переходить к диалогу, спросите (вслух или мысленно) своего Внутреннего Ребенка, как его зовут. Примите первый ответ, который услышите, почувствуете или воспримете как-то иначе, — и ничему не удивляйтесь. Продолжайте разговор, задавая простые вопросы: что он любит из еды, какой цвет ему больше всего нравится и так далее. Иначе говоря, не пожалейте времени на то, чтобы научиться беседовать с ним и создавать атмосферу доверительного общения. Со временем вы сможете вступать с ним в более серьезные и осмысленные диалоги. Ваша задача — вызвать у этого Ребенка ощущение безопасности, а также убедить его в том, что Вы его любите и поддерживаете. Этот Ребенок окажет вам огромную помощь — принесет радость и ощущение гармонии, здоровье и хорошее настроение. Да-да, он способен творить чудеса! Нужно только сделать его частью своей жизни.
В самом конце посидите немного и подумайте, о каком отношении со стороны взрослых вы мечтали в детстве. Это принесет полезные открытия в отношении действенного, основанного на любви воспитания — как Вашего Внутреннего Ребенка, так и детей, которых вы растите. Могу Вас заверить, что усилия, которые Вы потратите на работу с Внутренним Ребенком, окупятся сторицей и принесут огромное благо всем. Когда Ваш ребенок поставит перед вами очередную трудную задачу, пустите в ход свои новоприобретенные способности и направьте их на укрепление взаимопонимания с малышом. А если вы замечательный родитель для своего чада, то подумайте, что делаете для сына или дочери такого, чего не в силах сделать для собственного Внутреннего Ребенка. Еще раз повторю: значение этой работы для вашего собственного развития и гармонии в семье, во всем окружающем Вас мире просто невозможно переоценить!
«Сила другой руки» — так называется еще одна книга доктора Капачионе*, а также разработанный ею метод, описанный в уже упоминавшейся книге «Вернем себе Внутреннего Ребенка». Вероятно, не все читатели занимались медитацией, и многие сейчас гадают, существует ли упражнение, которое помогло бы им получить ответы от Внутреннего Ребенка. Конечно, да! Вот одно из них, придуманное доктором Капачионе: оно забавное и помогло уже очень многим людям.
У нас есть ведущая рука, а вот вторая при этом «атрофируется» от бездействия и «каменеет» с самого раннего детства. Как ни парадоксально, именно эта недоразвитая, «другая рука» и способна помочь нам вернуться к Внутреннему Ребенку. Благодаря ей начинает действовать правое полушарие мозга. Дело в том, что каждое полушарие человеческого мозга управляет противоположной стороной тела. Кроме того, уже выяснено, что у полушарий есть своя «специализация». В левом полушарии находятся речевые центры, контролирующие языковые и аналитические способности. Это полушарие называют «линейным», «логическим». Правое полушарие, напротив, не связано со словесным мышлением и руководит зрительно-пространственным восприятием, эмоциями и интуицией. Попытки писать «нерабочей» рукой обеспечивают прямой доступ к функциям правого полушария. Когда записываешь «другой рукой» диалоги между Ребенком и взрослым (или Внутренним Родителем — «рабочей рукой»), два полушария мозга вступают в прямое общение.
Благодаря своей долгой работе с Внутренним Ребенком доктор Капачионе выяснила, что, когда человек пишет «нерабочей рукой», он получает непосредственный доступ к функциям правого полушария. Один из используемых ею приемов письма она называет «разговор двумя руками».
Нам предлагается записывать беседу с Ребенком, перекладывая карандаш из руки в руку: вы, взрослый, пишете рабочей рукой (то есть той, которой пишете всегда), а ваш Внутренний Ребенок — другой, «нерабочей». Начинается все с того, что Вы высказываете Малышу Внутри свое желание «получше его узнать». Спросите, как его зовут, что он чувствует, сколько ему лет — задавайте любые вопросы, на которые ему захотелось бы ответить. Затем попросите Ребенка нарисовать то, чего ему сейчас хочется больше всего на свете. Напоследок спросите: «Что еще ты хотел бы мне сказать?» В завершение разговора поблагодарите его и скажите, что скоро обязательно побеседуете с ним еще раз. А в ходе общения помните главное: ребенок всегда прав. Он лишь описывает ощущения, которые сами по себе не хороши и не плохи — это просто то, что он чувствует.
Результаты, по заверениям доктора Капачионе, просто невероятны. Это упражнение лучше выполнять каждый день, хотя бы в течение десяти минут. Выбирайте спокойное время суток — например, прямо перед сном. Кроме того, поставьте перед собой во время беседы фотографию вашего Ребенка. Это поможет сосредоточиться на том возрасте, к какому он сам себя относит. Доктор Капачионе рекомендует также сберечь картинку, которую Ребенок нарисует на самом первом занятии, и смотреть на нее на всех последующих «сеансах».